Разведка в тылу Акпарса
Мы сгоняли на разведку в субботу, в отличный по погоде день. Пережили настоящее приключение. Надеюсь поделиться этим аутентичным приключением с вами. :
Марийский край богат местами уникальными, а благодаря бережности марийцев к своей истории и культуре, нам есть что посмотреть и чему удивиться. :
Кстати, Акпарс там всюду. Это очень чтимый марийцами их собственный герой и реально живший человек, политик и дипломат, военноначальник и сотенный князь, который помогал Ивану Грозному проходить теми непростыми по рельефу землями -- овраги, провалы, реки. А тогда еще и лес кругом был.
Есть версия, что слово "акпарс" -- не имя собственное, а титул или боевая кличка, созвучный с татарским "ак барс" и переводится как "седой, светлый, счастливый барс (лесной кот)". А настоящее имя Акпарса -- Изим.
Это он в третий раз проводив Грозного до Казани, и видимо устав делать это раз в несколько лет, вызвался помочь раз и навсегда. : Акпарсу тоже надоели воинственные казанцы -- марийские селения регулярно разорялись татарами, женщины угонялись в полон, стариков, мужчин и детей убивали. Акпарсу выдали бочки с порохом и он взорвал к марийским чертям казанский кремль. : Причем, пока марийцы, которым татары тоже доставляли, рыли подкопы, закладывали бочки и тянули фитиля, Акпарс сыграл казанцам на гуслях боевой марш, а потом лично запалил бочки и рванул крепость. : Вот так зажигал чувак! : Грозный остался очень доволен и подарил Акпарсу кучу всякого барахла, подтвердив его княжеский статус уже в составе Руси и отписав ему почти всю нынешнюю Марийку. :
Марийцы -- отличные лесные проводники. Сусанинские подвиги не зафиксированы в летописях. : А вообще, они были идеологически более стойкими и честными. Мордва, например, многократно водила княжеские войска лесами и пока войны спали, приводила на поляну татарское войско. : И с деревьев наблюдала за тем, какой баттл развернулся в лесу. : Разумеется, потом можно собрать добычу, уже не нужную погибшим. Об этом есть в летописях. Марийцы этим не занимались. :
В нашу поездку мы обнаружили как у памятника Акпарсу марийских ребятишек посвящали в пионеры. Для этих детей на постаменте -- реальный герой. Полный сюрреализм утвердился в наших головах, когда марийский гаишник показал нам широким жестом на памятник и представил его с непередаваемой гордостью в голосе "Это Акпарс!" :
Вот Акпарс. Он одет как богатый воин того времени, но без оружия. Все же марийцы не агрессивный народ. В руках князя те самые подрывные гусли :
Мы вами остановимся в том месте. Там рядом с памятником один из известнейших марийских курганов. Раскопки обнаружили в нем старинную братскую могилу -- погибшие в бою молодые марийцы, скорее всего, пали от татарских стрел и боевых топоров. Археологи и антропологи изучали останки. Многие имеют возраст около 20 лет и сражались, будучи сильно изрубленными. Марийцы современные охраняют эти места и оформляют их в соответствии со своей верой. Кстати, горные марийцы легко крестились, но церквей в их селах почти нет. А вот старые деревья, камни и знаки, родники -- они всюду бережно хранимы.
Оттуда и рукой подать до столицы горных мари -- города Цыкмы. Официально -- Козьмодемьянска, а по Ильфу и Петрову -- Нью-Васюков, где Остап Бендер провел сеанс одновременной шахматной игры и планировал межгалактический турнир. Вот так причудливо все переплелось. : Сам городок милый, чистый и неустроенный. Учитывая, что часть его ушла под воду при строительстве Чебоксарского водохранилища, старины не очень много. Набережная.
Наша цель в Цыкме -- это этнографический музей, где нас с вами будут ждать в субботу.
Территория не очень большая. Учитывая, что мы всегда жили рядом с марийцами, многое в быту было одинаковое. Мы были на территории, экспозиции не посещали, штоб через неделю смотреть вместе с вами. Это фотки с территории. Вообще, нас с вами там будут специально ждать. Штоб хлебнуть аутентичности, для нас споют марийские песни в марийских костюмах, напоят нас травяным чаем и все расскажут. Экскурсионное обслуживание. Тексты песен кратко переведет экскурсовод. Дети получат шанс сломать марийские качели. :
Василий примерил пастушеский шалаш. :
Там же продают сувениры. Они весьма нехитрые, но специально для нас обещали привлечь еще резчика по дереву с его затеями и гончара. Заценим. Лавки выглядят вот так. Цены божеские по сравнению с теми местечками, где я еще бывала в центральной России.
После музея будет обед. Мы нашли местечко где будет неплохо перекусить -- кафе "Калипсо". Цена обеда из салатика, первого, второго и компота -- около 200 рублей на нос. Меню -- с Василия. Мы там кстати попробовали -- вкусно, без последствий. :
Больше национального колорита в Цыкме мы не встретим, так как это типичный малый городок на Волге, купеческий и торговый, да частично утонувший. Ну разве услышим нерусскую речь.
Из примечательного я вот хотела увидеть эту часовню, поставленную по велению Петра Первого в память о стрельцах, которые не вернулись из Азовского похода. В советские годы там была керосинная лавка.
После этого мы покинули Цыкму и поехали в мест о, которое, судя по плану станет местом нашей стоянки и ночлега -- марийский город 14 века Оролы Курым -- "город на горе" или "сторожевой пост".
Штоб попасть туда, мы взяли проводника -- марийца на жигуле без номеров. :
Кстати, никогда не спрашивайте марийца "Вы не знаете как проехать на Сторожевую гору?". : Мариец захлопал голубыми глазами на круглом лице и честно сказал "Знаю". И замолчал. : Ну типо он ответил же и стоит смотрит. Блин, приходится произносить еще одну фразу "А покажете дорогу?" Мариец легко соглашается не просто показать, но и проводить. : Потомственные провожатые. : Иван Грозный еще заценил эту помощь. :
Нас ждал брод и крутые подъемы по глиняному серпантину. Там негде разъезжаться после дождя мы не поднимемся туда. Без дождей все преодолимо.
Брод преодолеют все. Даже недоприводы! Купание УжаЗа. :
Подъемы на сторожевую гору и виды с подъемов
Стоянка предполагается, разумеется не на территории памятника -- городских валов и рва, а рядом. Места завались, холодный воздух с реки не будет нас холодить, ветерок сносит комаров, солнышко прогревает.
Виды оттуда красивейшие
Высота такая, что ребята летают там :
Желающие рыбачить могут спуститься вниз теми же серпантинами -- речная долина ровная, к воде подходы вроде как тоже есть. Рыб не гарантирую -- я ничо не понимаю в этом. :
Спуск со Сторожевой горы. Очень круто там.
Потом поехали в старинному марийскому дубу, по дороге удивляясь на таблички. Кстати, "сола" -- это село по-марийски.
В Марийке вообще очень красиво. У них все живет, они любят свою землю -- поля распаханы, коров, коз и овец пасется куча везде, леса вычищены и ухожены. Когда едешь по нашим землям -- тоска и печаль одолевает -- в лесах завалы, поля заросли, скота нет. А у марийцев -- красотища.
Вся старина подписана, тексты составлены с любовью, даже если это глухие ипиня :
[/url
Дороги у них отличные
[url=http://fotki.yandex.ru/users/m5yc/view/638631/]
Мы поехали смотреть старинный марийский дуб. Марийцы вообще очень верят в деревья. Не все, конечно, но в некоторые, в которых живут их боги и духи. Просить материального бесполезно -- а вот здоровья, сил и рождения сыночка -- самое то. Так что если актуально -- велком :
Дерево мощное, на краю оврага. Впечатляет.
От дуба маршрут квеста лежит к пограничному столбу, которых осталось в европейской России всего два -- этот и где-то в Рязанской области.
Там кстати еще и заказник, куда 20 лет назад привезли зверьков, которые всегда населяли полустепные местности -- сурки-байбаки. Звери мирные, до 10 кг весом, стайно-семейные, роющие норы, любящие наблюдать за всем, сидя на толстых ж*пах. : И свистящие, если надо поднять тревогу. Вообще, на Пьяне в Нижегородской области эти негодники живут. : Пока купаешься и если на берегу вообще никого -- приходят и тырят хлеб и печенье, унося прямо в пакетах. : И еще по одежде своими грязными лапищами пройдут. :А тут решили восполнить их исчезновение. Пропали байбаки из-за распашки полей -- им же надо норы рыть. Вот щит стоит
И вдруг выяснилось, что щита мало -- этих байбаков тама море! Вот норы и тропы натоптанные этими толстозадыми зверюшками
Байбаки боязливы, но любопытство их безмерно. Вася детектэд сурка :
Вот в кадре три штуки :
Поцелуйчики :
Столб на старом тракте совсем рядом -- в 200 метрах. Лазим, смотрим. ОН уже с утратами, его может скоро не стать.
Вид от столба
Вопщем, место со столбом и байбаками, которых мы скорее всего тоже увидим -- клевейшее :
К нему ведет бродик небольшой. Послед дождя непроезжаем тем у кого нет полного привода или большие свесы. Потенциально засадное место. Можно бросить машины и устроить пешую переправу. Идти 200 метров всего. Пока же все вот так для уаза :
Потом мы решили заехать в село Сумки. Его нет в квесте. Это было наше добровольное желание увидеть полузатопленное село на Волге, посетит известный родничок. В принципе, если будет у кого-то горячее желание -- можно повторить. Особо смотреть там нечего, но может кто захочет из религиозных и прочих соображений. Дорога -- грунтовка, после дождя суровая и неумолимая, судя по глубине колей
Эта кукла в чистом поле чуть не свела меня с ума. : Но у нее нет никакого сакрального значения. Мариец никогда бы не сделал куклу с глазами. Так што это просто указатель дороги -- нам местные сказали.
Храм в Сумках. К нему прилагается еще пяток домов, три жилых, наверное. Если Волгу будут поднимать - этого ничего не станет. Вода совсем рядом.
Напротив Сумок -- село Юрино, там стоит замок Шереметевых
Мы в Суках дошли до родника, который особо почитается верующими православными и марийцами
Кстати, мы потом поняли, зачем поперлись в Сумки. : Марийцы нам помогали весь день ориентироваться в их местностях, так как бумажной карты у нас не было, а навигатор врал ужасно, рисуя нам мосты где их нет и не рисуя там, где они были. : Он вообще не знает половины дорог, по которым мы проехали. : Вобщем, великий марийский Куго Юмо решил, что с нас должок. : Ну, мы его отдали. : В поле застряли его подданные -- марийцы ехали на родник, но легковушка не совладала с засохшими гребнями и легла пузом. Копать сухую марийскую глину бесполезно. Мимо людей, попавших в беду в чистом поле профигачил Паджерик с чувашином на борту -- даже не остановился помочь. Вообще мы весь день наблюдали неадекватность марийских соседей. Ну, мы решили помочь отчаявшимся уже людям.
Вопщем, до родника марийцы пошли пешком :
А мы поехали в Цепель, конечный маршрут квеста.
Там мы будем с вами смотреть известную цепельскую сосну и ее соседа -- васильсурский храм. Красивейшее место. Машины можно оставить наверху и спуститься по лесенке. А можно проехать вот такой дорогой.
штоб увидеть вот это
васильсурский транспорт
Еще один пункт интереса -- Супротивный ключ, культовое для марийцев место. Место неправильное со всех отношениях. Родник не течет к Волге, а прокладывает путь в противоположную сторону. Родник не принимает никакого благоустройства -- он не желает течь в проложенной трубе, находя другой путь. Он разрушает все залитые бетоном или уложенные досками площадки для посетителей. На кустах висят ленты-подарки и ленты-просьбы. Но в этом мрачном месте они уже выцвели так, что стали белесыми. В моей родной местности в Вачском районе, замешанном на прошлом народом мурома и меря такие ключи до сих пор называют смертными. Там можно пить воду, можно умыться или облить больные ноги. Но непременно сделать это так, чтобы вода с тела вашего не попала в родник обратно -- пусть ее заберет земля. Купальни на источниках -- чисто православная фишка, которую не приемлют ни марийцы, ни наследники мери. Нельзя осквернять воду своим телом. Набери воды и облейся в стороне хоть с ног до головы. После этой воды, по верованию тех кто в теме, надо будет попить или облиться водой из другого более положительного источника, штоб дал сил. Смертный просто уносит болезнь, но не дает сил. Если нужно -- доедем до него. Если не интересно -- не поедем. Комарья там море.
Нормальных столовых мы в Василе не нашли.
На пароме не поплывем -- это дорого и к 15-00 или 17-00 мы можем не успеть. Да и ладно!
Ехать вдоль Суры невозможно -- все местные говорят што там даже на тракторе не проедешь -- вода в этом мае высокая очень. Ну и возвращаться обратно к Цыкме -- это очень далеко. Поэтому мы поедем дорогой, которой нет на картах. Дорога местами с твердым покрытием, местами в ямах, местами грунтовка. А когда кончится Марийка -- там сразу кончится асфальт и будет жуткий грунтовый спуск к речушке. Заценим (я его не фоткала -- уже были сумерки). Выехали мы в Засурье и сразу на мост через Суру.
Да-да. Мы живем в стране стабильности :
День был суперский!
Будем просить хорошей погоды :