День восьмой «Бухара»»
С утра, во дворике гостиницы, нам был предложен отличный завтрак, настолько вкусный и плотный, что мы даже в обед, не нагуляли обычного аппетита. Во время завтрака, в отель завалилась большая группа соотечественников, прилетевшая на самолете, и не первый раз останавливавшаяся в этой гостинице. В дальнейшем, в Бухаре и Самарканде, нам часто попадались россияне, которых раньше практически не было. Были даже мамаши с маленькими детьми в колясках. Радует, что Узбекистан стал пользоваться заслуженной популярностью у россиян. Только бы, отдельные представители «русо туристо», круглосуточно бухие, хамящие и быкующие «а ля - Тагил», не испортили доброжелательное отношение узбеков к русским, вспоминающих с ностальгией о Советском Союзе.
Пройдя два шага до Ляби-Хауса, решил купить туристическую карту, чтоб самим не торопясь пройти, посмотреть достопримечательности. Оббегав окрестные лотки, карту не нашел, зато нашел карту в руках у гида. Ну, и гид само-собой раскрутил нас на экскурсию, о которой мы не пожалели.
Шелковица возле Ляби-Хауса поспела
40 летний Ситроен французских автотуристов
Кто считает экстремальным наш маршрут, посмотрите на их маршрут Париж-Дели
Окончания арыков в Шахристане оформлялись фигурными водостоками
«Бухоро-и Шариф» — «Священная Бухара», под таким именем известен был издревле город на всем мусульманском востоке. Многие считают, что это название Бухара получила из-за огромного числа «святых» мест в окрестностях города.
На всем мусульманском Востоке 41 захоронение великих исламских святых. 7 из них на бухарской земле. В Исламе под словом «Шариф» подразумевают 7 благородных святынь. Это:
• Калам-и Шариф (Коран)
• Хадиси Шариф (Хадисы, рассказы о пророке)
• Маккай-и Шариф (города Мекка и Медина, Саудовская Аравия)
• Багдад-и Шариф (Багдад, Ирак)
• Шом-и Шариф (Дамаск, Сирия)
• Мазар-и Шариф (Мазари-Шариф, Афганистан)
• Бухоро-и Шариф (Бухара, Узбекистан)
В XV-XVI веках Бухара была одним из крупнейших центров исламской мысли. Сюда приезжали набираться мудрости даже из Аравии. Изучали Коран и его толкования в специальных учебных заведениях - медресе. Такой порядок сохранялся вплоть до прихода советской власти, которая поначалу просто закрыла все медресе, а позже, разрешив открыть одно-единственное, неусыпно следила за каждым шагом учеников и преподавателей. Сегодня религиозное образование в Узбекистане тоже находится под контролем светской власти. Преподавание религиозных дисциплин разрешено только в государственных учебных заведениях. Это, по мнению правящей верхушки, гарантия того, что в среду учащихся не проникнут идеи радикального толка. Первой ступенью религиозного образования по-прежнему являются медресе. Ещё по распоряжению Сталина в 1946 г. в Бухаре открылось первое в СССР медресе "Мир-Араб". Оно дает среднее богословское образование. Срок обучения - четыре года. В советское время сюда принимали учеников со всего Союза. Отбор кандидатов происходил в республиках. Принимали в медресе сорок человек в год, что для огромной страны было каплей в море. Конкурс был больше чем в МГИМО или ВГИК.
Медресе Мир-Араб
Внутренний двор медресе
Студент штудирует учебник
График намазов
Поскольку "Мир-Араб" долго оставался единственным подобным заведением в СССР, не приходится удивляться, что все мусульманские лидеры сегодняшней Росси и стран СНГ - выпускники этого медресе. Его закончили верховный муфтий мусульман России Талгат Таджутдин, муфтий Татарстана Гусман-хазрат Исхаков. Ахмад Кадыров, кстати, тоже питомец "Мир-Араб".
Сейчас здесь учится больше сотни студентов. Несмотря на то, что после распада СССР в бывших республиках открылись новые медресе, конкурс в "Мир-Араб" больше, чем в МГУ, - 14 человек на место. Основал это учебное заведение в XV веке выходец из Аравии богослов Мир-Араб. Он же убедил бухарского эмира Убойдолохана построить для медресе здание. Находится оно в старинном районе Бухары Шахристане. Для узбекских медресе, которые, как правило, не имеют куполов, выглядит "Мир-Араб" необычно - у него два купола. Один из них украшает мавзолей. В нем хоронили эмиров и их приближенных. Закрыв медресе, большевики разместили в его здании советские учреждения. До 41-го года в нем располагался военкомат, а во время войны - жили беженцы. Сейчас здесь на первом этаже аудитории, а на втором и третьем комнаты учеников. Живут они по двое - по трое. Обстановка крайне простая, почти монашеская.
В учебную программу медресе входят все светские дисциплины, которые изучают в узбекских школах, - математика, физика, астрономия, информатика. Поэтому диплом "Мир-Араб" признается во всех вузах республики. Некоторые выпускники медресе выбирают светскую карьеру. Те же, кто хочет продолжить религиозное образование, поступают в Ташкентский Исламский институт имени знаменитого бухарца - Аль-Бухари. Кстати, имам обязательно должен иметь высшее духовное образование. Слово "имам" произошло от арабского "амма" - "стоять впереди". Имам - глава мусульманской общины. Он ведет молитву и произносит пятничную проповедь.
Выпускники института сдают четыре экзамена - тафсир, или толкование Корана, фикх - мусульманское правоведение, хадисы - предания о деяниях и речах Пророка, арабский язык. Но читают здесь и светские курсы - историю, иностранные языки, математику, географию, и даже экологию. Пять раз в день муэдзин поднимается на минарет при мечети и громко, нараспев произносит азан - призыв верующих на молитву. Пятница для мусульман - священный день. На полуденную пятничную молитву салят-аль-джамаа собираются все взрослые мужчины. Тот, кто без уважительной причины пропустил три пятницы подряд, считается вероотступником.
Напротив медресе "Мир-Араб" в Бухаре стоит соборная мечеть "Пои-Калян" - "Подножие Великого". Она самая большая в городе. Когда народу собирается слишком много, молитву проводят прямо во дворе. Направление на Мекку указывает михраб, ниша в стене. Она украшена тонкой резьбой и мозаикой. Несмотря на то что в "Мир-Араб" есть своя мечеть, преподаватели и студенты медресе по пятницам приходят в "Пои-Калян". Перед началом службы имам читает проповедь. Отсутствие мечети - не препятствие для мусульманина. Воздавать хвалу Аллаху можно везде, главное - правильно определить направление на священную Мекку, чтобы во время молитвы быть к ней лицом.
Минарет Калян
Мечеть "Пои-Калян
Следы обстрела
На площади, между медресе "Мир-Араб" и мечетью "Пои-Калян" возвышается минарет Калян, являющийся визитной карточкой Бухары, да и всего Узбекистана. Построен был в 1127 году, пережил множество землетрясений и войн. Являлся самым высоким сооружением старой Бухары, его высота 46,5 метров. По одной легенде, после захвата города Чингисханом, по его приказу, все здания должны были сравнять с землей. Осматривая захваченный город, у подножия минарета, Чингисхан поднял голову, чтоб осмотреть его до вершины, и у него упала шапка. Нагнувшись, чтоб поднять с земли шапку, Чингисхан сказал, что никому не кланялся, а минарету поклонился. Строение, которое заставило его проявить уважение, было оставлено, минарет был почти единственным сооружением, которое тогда осталось целым в Бухаре.
Но, пережив великого завоевателя, минарет едва устоял в годы Гражданской. С обратной стороны минарета, явно проступают светлые пятна в кладке, это заделанные реставраторами повреждения, после артиллерийского обстрела Бухары, силами Красной Армии под командованием товарища Фрунзе. Минарет чудом устоял, т.к. по нему велась прицельная стрельба, в целях устрашения оборонявшихся защитников, воинов бухарского эмира.
Для понимания той ситуации, предложу читателю пространный исторический экскурс. К моменту занятия Российской империей территории Средней Азии Бухарский эмират был одним из трёх существовавших здесь крупных государств. Другими двумя были Хивинское ханство, расположенное в низовьях Амударьи, на территории исторического Хорезма, а также Кокандское ханство, центр которого находился в Ферганской долине.
К XIX веку Средняя Азия была сравнительно бедной территорией, здесь уже почти ничего не напоминало о былом величии времен того же Тамерлана или более раннего государства хорезмшахов. Главной причиной этого было практически полное прекращение к этому моменту функционирования Великого Шелкового пути. Примерно с XVI–XVII веков торговля между Европой и Азией окончательно переходит в руки европейцев и осуществляется исключительно по морским путям. В результате Средняя Азия из важной транзитной территории становится периферией исламского мира.
Все три центральноазиатских государства, Бухара, Хива и Коканд, были созданы элитами узбекских племен, которые сменили у власти прежних ханов из числа чингизидов. В Бухаре, которая в период расцвета занимала территории нынешнего Таджикистана, кроме той ее части, которая была расположена в Ферганской долине, север Афганистана от гор Гиндукуш до реки Пяндж и часть территории Узбекистана с ключевыми городами Бухара и Самарканд, у власти находились эмиры из мангытской династии.
Бухарский эмират был в Средней Азии самым крупным государством и позже всех столкнулся с Российской империей, которая в XIX веке установила свою власть над большей частью региона. Если Кокандское ханство было в итоге ликвидировано, а Хивинское попало в полную зависимость от российской власти, Бухара сохранила некоторую автономию, хотя и вынуждена была передать России контроль над некоторыми территориями, включая Самарканд. Фактически Бухарский эмират был своего рода буферной территорией между зонами влияния Российской и Британской колониальных империй, которые вели борьбу на ближайших подступах к Британской Индии. Хотя эмиры понимали реальную расстановку сил и признавали доминирующее влияние России.
До революции эмират находился под протекторатом России. На его территории создавались русские поселения, на которые не распространялась юрисдикция Бухары. Это было нечто вроде европейских сеттльментов, которые в колониальную эпоху существовали в Азии повсеместно. Одновременно в Бухаре был широко представлен российский капитал, здесь развивалось производство товарного хлопка, строилась железная дорога. Сам эмир Сеид Алим-хан окончил Петербургский пажеский корпус.
После революции 1917 года в России эмират оказался предоставлен сам себе. Однако уже в марте 1918 года тогдашний председатель Совета народных комиссаров Туркестанского края авантюрист Федор Колесов с отрядом красноармейцев организовал вооруженное нападение на Бухару, это спровоцировало начало конфликта, сопровождавшегося погромами мирного населения, как бухарского, так и русского.
Хотя по эмирату был нанесен серьезный удар, а антироссийские настроения среди местных военных и населения были весьма велики, осторожный Сеид Алим-хан предпочел избежать военного конфликта. Несмотря на настойчивые просьбы представителей Великобритании и уговоры со стороны руководства белых движений из Сибири и Закаспия, Бухара тем не менее не вступила в войну против Советской России и не ударила в тыл Советского Туркестана, изолированного во время Гражданской войны от центральных районов. Вполне возможно, что в этом случае советская власть в Ташкенте, в распоряжении которой было меньше чем десяток тысяч бойцов, разбросанных на огромной территории от Хивы до Семиречья, не смогла бы удержаться.
Сразу после победы над белыми в Сибири, а также на Закаспийском фронте и укрепления советской власти в Туркестане в 1919 году, казалось, что такая осторожная позиция бухарских властей будет должным образом оценена. Однако уже в марте 1920 года советские войска неожиданным ударом заняли Хивинское ханство, провозгласив здесь Хорезмскую республику. В Бухаре серьезно обеспокоились, кроме того, в русских поселениях на территории эмирата нашли убежище так называемые младобухарцы, сторонники модернистского движения в Туркестане, известные под именем джадиды.
В самом общем смысле джадиды выступали за модернизацию жизни традиционного мусульманского общества, против местной аристократии, за единый Туркестан, по своим воззрениям они были близки к основателям Пакистана и Индии Али Джинна и Джавахарлалу Неру. Но в отличие от последних, джадиды не могли опираться на созданные британцами институты: суды, армию, университеты, а самостоятельно справиться со старой аристократией они не могли. Поэтому они искали поддержки у российских революционеров.
Последние хотя и поддерживали младобухарцев, тем не менее, постарались успокоить правительство эмира. Советские представители в Бухаре Аксельрод и Гуревич уверяли Алимхана, что настала «пора дружбы». 30 марта 1920 года Фрунзе во время личной встречи с эмиром утверждал, что Россия «в величайшей степени заинтересована в территориальной неприкосновенности Бухары».
В то же время секретные директивы предписывали усилить гарнизоны в русских поселениях на территории Бухары. 7 мая Аксельрода отзывают из Бухары, обвинив его «в чересчур мягкой политике», а его полномочия передают стороннику военного решения бухарского вопроса Луцевичу-Зарембе. 13 мая уполномоченный наркома иностранных дел в Туркестане Гопнер получает приказ составить жесткие «тезисы о политической линии поведения в отношении Бухары». 22 мая политбюро ЦК РКП(б) по представлению Карахана приняло решение поддержать бухарских революционеров.
За несколько дней до этого, 18 мая, советские войска высадились на севере Ирана, где они создали марионеточную Персидскую советскую республику. В то же время 31 мая в Лондоне начались первые советско-британские торговые контакты. В условиях продолжающейся Гражданской войны, в которой Великобритания поддерживала одну из противоборствующих сторон, это был четкий сигнал, что Лондон не прочь договориться.
Естественно, что активное продвижение советских войск в Азии, где у Великобритании были серьезные интересы, являлось одной из тем для обсуждения. Очевидно, что британцы могли пойти на компромисс в отношениях с Советской Россией в обмен на прекращение дальнейшей советизации на Востоке. Троцкий и Ленин считали, что это может быть предметом для торга, однако многие коммунисты были настроены очень решительно. Известный коммунист Сокольников утверждал в эти дни, что главной целью Советской России должно стать продвижение к Персидскому заливу и Месопотамии. В то время как другой революционер Геллер заявлял, что надо сначала все силы бросить на Бухару, затем на Персию, а потом на Индию.
В Бухаре не могли не знать об общей ситуации, здесь поддерживали контакты с британцами и афганцами. Поэтому эмир считал своей главной задачей, не провоцировать Советскую Россию и тем самым протянуть время до того момента, пока контакты между Москвой и Лондоном не приведут к какому-то компромиссу. Соответственно, эмир пытался предотвратить конфликт, он удовлетворял все требования Ташкента, в июле направил чрезвычайное посольство в Москву, снял свою просьбу прекратить поддерживать младобухарцев.
Но в Москве также понимали, что в преддверии предстоящих договоренностей с британцами нужно иметь на руках как можно больше козырей, с тем чтобы потом можно было торговаться. А так как Бухара казалось легкой добычей, то занять ее территорию означало усилить свои позиции в стратегически важном для Лондона районе перед началом глобальных переговоров. Тем более, была информация, что эмир ведет секретные переговоры с Лондоном, о переходе под британский протекторат.
С июля в туркестанской прессе начинается пропагандистская кампания против Бухары, в которой эмира обвиняют во всех грехах, печатают письма возмущённых бухарцев, сомневаются в легитимности его власти. Один заголовок в ташкентских «Известиях» был очень красноречив – «Этому нужно положить конец». Одновременно Фрунзе пишет в Москву письмо, где указывает, что «все силы должны быть употреблены на то, чтобы ответственность за события легла на бухарское правительство». 30 июля в Ташкенте на заседании военного бюро он заявляет, что операция против Бухары планируется на 15–20 августа и должна закончиться за один день.
Между тем обстановка накаляется. Красноармейцы занимают опорные пункты внутри эмирата и вдоль его границ, в самой Бухаре начинается патриотический подъем, основанный во многом на религиозной почве, периодически происходят столкновения. 10 августа в Москве политбюро, на основании писем Куйбышева и Фрунзе, несмотря на возражения Аксельрода и Гопнера, принимает директиву «для защиты русского населения и российских учреждений в Бухаре и пограничных районах».
12 августа Фрунзе отдает приказ войскам выдвигаться на исходные позиции «в связи с ожиданием выступления бухарских революционеров». 27 августа вооруженные дружины Бухарской компартии, поддержанные отрядами Чарджуйской группы, начали восстание в старом Чарджуе, вступив в бой с отрядами местного бека. 28 августа к Фрунзе прибыли уполномоченные лица восставших, которые, как и планировалось, обратились к Москве с просьбой поддержать бухарскую «революцию» и начать военные действия против эмира. После чего Фрунзе приказал заранее подготовленным группам Туркфронта выступить «на помощь бухарскому народу». Наиболее ожесточенное сопротивление встретила Кагано-Бухарская группа, столкнувшаяся с подготовленной линией обороны и главными силами противника.
К 29 августа линия боев Кагано-Бухарской группы вышла непосредственно к Бухаре. Город защищала стена высотой до 10 м и шириной ок. 5 м, имевшая 11 ворот и 130 башен. Снаряды красной артиллерии были против нее малоэффективны, так как вязли в массивной и вязкой глинянной толще. Основной удар наносился в направлении Каршинских ворот. 1-му Восточному мусульманскому полку удалось ворваться в город, но бухарцы выбили его оттуда контратакой. Ожесточенная борьба за город продолжилась 30 августа. По приказу Фрунзе Кагано-Бухарскую группу усилили частями фронтового резерва. К Бухаре также подошла Чарджуйская группа. Но первые дни штурма не принесли успеха. Все атаки были отбиты.
Последний эмир Бухары Сеид Алим-хан
Покорители Бухары: В. В. Куйбышев, председатель Турккомиссии в мае-августе 1920 г., и М. В. Фрунзе, командующий войсками Туркестанского фронта
К тому времени, в городе находилась армия эмира, в 8725 штыков и 7580 сабель при 23 легких орудиях и 12 пулеметах. Иррегулярные силы, выставленые областными правителями (беками), по приблизительному подсчету исчислялись в 27 000 штыков и сабель при 2 пулеметах и 32 орудиях. Артиллерия в большинстве состояла из устаревших образцов (например, гладкоствольных чугунных пушек, стрелявших чугунными или каменными ядрами). Боевые качество, обучение солдат и командного состава армии эмира были на низком уровне. На стороне штурмующих, было подавляющее преимущество в вооружении. Численность армии из красноармейцев и бухарских большевиков стянутая к 1 сентября, составляла всего 15 тысяч человек. Но, отлично вооруженных: 230 пулеметов, 40 современных полевых орудий, 5 бронепоездов, 8 броневиков, 11 самолетов.
31 августа Фрунзе констатировал, что «дела под Бухарой продолжают обстоять неважно. Несмотря на прибытие солидной помощи из 1-й армии, город до сих пор не взят... Бросаю в помощь свой последний резерв». К вечеру к городу выдвинулись части 1-й армии и сводная бригада курсантов Ташкентских командных курсов. По примеру англичан, бомбардировавших в мае 1919 г. Кабул и Джалалабад, Красная Армия начала сбрасывать бомбы на Бухару. Только 31 августа авиаотряды Туркфронта сбросили на Бухару более 200 бомб. А артиллерия выпустила по городу 10 тысяч снарядов. Возможно, прояви бухарский эмир выдержку, ему бы удалось удержать Бухару. Но, именно в тот день, эмир Алим-хан, опасаясь собственного пленения, и, спасая казну, под охраной отряда в тысячу всадников бежал из Бухары. Для защитников Бухары это был сильный моральный удар, ослабивший оборону.
1 сентября начался штурм со стороны каршинских ворот. Так как, ворота находились в глубине крепостной стены, артиллерия разбить их могла только прямой наводкой. Кривизна улиц не позволяла стрелять издалека, поэтому, артиллерийский расчет оказывался под интенсивным ружейным огнем с крепостных стен, и не мог производить прицельную стрельбу. Только после ответного огня двух прибывших броневиков, обороняющиеся прекратили активную стрельбу, артиллеристы смогли прямой наводкой высадить крепостные ворота, и, город вскоре был захвачен полностью. Центр города был практически разрушен, ворвавшиеся в город войска стали грабить его. В докладной записке в Москву из штаба фронта писали, что «грабеж был, и грабеж безобразный, но остановить его было нельзя».
Аэрофотосъемка города перед штурмом. Видны многочисленные пожары
Город после штурма
Расстреленный минарет Калян
Армия грабила город четыре дня, пока Фрунзе не издал приказ о расстреле мародеров, но и тогда грабежи не прекратились. В личном дневнике Куйбышева указывалось: «15 сентября – солдаты грабят, 16 сентября – грабеж солдат, 24 ящика драгоценностей, 17 сентября – предложить Особому отделу усилить борьбу с мародерством».
Когда в горах под Гиждуваном солдаты 2-го интернационального кавполка настигли бегущего эмира, его спасло только то, что красноармейцы бросились грабить обоз. При этом командир полка и его комиссар взяли себе «ящик с драгоценностями, мешок с золотом, золотые пояса, золотое оружие, усыпанное камнями, бриллиантовую звезду и прочее». Известно также, что командиры бронепоездов, не получившие своей доли добычи, украли у комполка 2-го интернационального золотой пояс, за что были арестованы. Позже командный состав армии утверждал, что все трофеи подарены им местным ревкомом и населением.
В итоге большая часть бухарского золота так и пропала в неизвестном направлении. В 1925 году Дзержинский давал поручение своему помощнику Кацнельсону выяснить, «куда девалось золото эмира Бухарского на 15 млн. золотых рублей». 21 сентября 1921 года, уже после победоносного для Фрунзе завершения войны с генералом Врангелем, политбюро рассматривало его дело, в рамках которого обсуждался вопрос о предъявлении ему обвинения в присвоении в Бухаре якобы полученных в подарок от командиров армии «золотой палки, бриллиантовой звезды и золотого револьвера». Но дело против героя Гражданской войны решили замять.
В общем, после такого «наведения конституционного порядка», как сейчас принято говорить, и последующих годов советской власти, активно искоренявшего пережитки прошлого, из 400 медресе и мечетей Бухары уцелело несколько десятков. Но, и этого для туриста достаточно, чтоб представить былое величие и великолепие города.
Мозаика на фасаде медресе Нодир Диван Беги
(птица Феникс несет в когтях поросенка – символа зла)
Медресе Улугбека
Купол мечети Абдуллазис-хана. В оригинале 16 век! Рука реставратора не касалась! Видны трещины свода от землетрясений
Ханака Нодир Диван Беги. Средневековый хостел для бэкпекеров тех веков - дервишей
Торговый купол Так-и заргарон (ювелиров)
Ткать шелк, мужское занятие. А ковер - женское
Художник, пишущий изумительные миниатюры в персидском стиле
Интересны для осмотра не только мечети и медресе, но торговые купола – здания, которые возводились на пересечении улиц, и выполняли конкретную торговую функцию: купол менял, купол ювелиров. В торговых куполах был особый микроклимат, не так жарко летом, и не так холодно зимой. В них и сейчас ремесленники продают разнообразные поделки, которые, благодаря обилию туристов, пользуются активным спросом.
Выйдя к Арку (крепости, где размещалась резиденция эмира), обозрев реставрированные стены с наружи, внутрь мы не пошли, т.к. большая часть зданий была безвозвратно разрушена при штурме Бухары. Зато, напротив Арка располагается относительно новая, но архитектурно интересная мечеть с одноименным водоемом Боло Хауз, засветившимся недавно в последнем фильме про Высоцкого «Спасибо, что живой». За мечетью, после непродолжительного частного сектора, расположен парк Саманидов, с одноименной усыпальницей, знаменитой правящей династии Бухары.
Мечеть Боло Хаус (18 век)
Айван мечети пристроен аккурат в 1917 году. А какие краски и узоры – настоящая Индия!
Намаз
Мавзолей Саманидов
Суровый Арк
Женский хамам. Моет-парит уже 600 лет!
Ну, и конечно, народный герой – Ходжа Насреддин
Мы же, стоптав ноги, и утомив гида, направились перекусить в летнее кафе, расположенное недалеко от Арка (N39°46,6247' E64°24,4969'), битком забитым местными. Аншлаг в кафе был не зря, настоящая самса из тандыра и кебаб были отличными. Дело клонилось к вечеру, и остаток дня было решено провести раздельно. Я отвел супругу в настоящий древний хамам, где с 16-го века мылись жены эмира, а сам отправился на авторынок поискать запасной ремень генератора, как говорится, чтоб был на всякий случай. После путанных объяснений местных я доехал до авторынка, который оказался практически за городом, но, большинство контейнеров уже закрылись, и ремень найти не удалось. Рядом с авторынком располагались в гаражах импровизированные автосервисы, в один из которых я заехал, чтоб скинуть защиту и подтянуть ремень генератора и кондиционера, недотянутые после скоротечной замены. Можно было это сделать и самому, но, лежать под машиной возле гостиницы, в центре туристических маршрутов, под фотокамерами вездесущих интуристов не хотелось. Местные сервисмены, бедные как церковные мыши, не имели даже набора головок, только рожковые ключи. Побоявшись, что мне посрезают грани болтов, я достал свой набор инструментов, которым поверг в шок слесарей. Продай, брат!, - наперебой кинулись ко мне слесаря. Щас, такая корова нужна самому. Да, я думаю, они и не представляли, что такой набор стоит больше их месячной зарплаты. Подтянув ремень, отдав «сколько не жалко», минут через сорок я добрался до гостиницы, припарковал автомобиль, и отправился за женой в баню. Я уже давно задерживался, относительно обговоренного времени, и супругу уже полчаса развлекала разговорами хозяйка заведения. Проведя экскурсию по всему зданию. Хамам, являлся памятником архитектуры и истории, и, поэтому, в его внутреннем убранстве и оснащении ничего не менялось, лишь топка на верблюжьем жиру заменена на газовую. Но ни электричества, ни других нововведений допущено не было. Распаренная на мраморных плитах, и растертая местными бальзамами и отварами, супруга сияла как рождественская звезда, и помолодела на десять лет))).
Вернувшись к гостинице, с изумлением обнаружили на стоянке перед соседней гостиницей две восьмидесятки на самарских номерах. Озаботив портье, нам скоро позвали хозяев машин. Ребята оказались
заочно знакомы, вот уж не думали пересечься в Бухаре. Оставив ребят отдыхать после перегона, отужинали домашним пловом в своей гостинице, и отправились гулять по ночной Бухаре. Красиво подсвеченные здания, ночная прохлада, и тишина, создавали романтическое настроение. И лишь с открытого кафе неподалеку, время от времени, ансамбль «специально для гостей из России», исполнял широкий ассортимент полублатных песен.