Часть 3.День 9.С утра мы планировали осмотр урочища 82км. На нем сохранилось много интересного со времен ГУЛАГа.
Но погода вносит коррективы.

Расслабленные хорошей погодой в последнее время, мы ставили палатки по быстрому, верхний тент прост накидывали на дуги, и не растягивали его. За это и были наказаны. После полуночи начался дождь, который к утру перерос в ливень. Палатки оказались в лужах, да и по стенкам начали промокать. Проснулся я от того, что на голову начало капать. Так что под дождем по-быстрому распихали все по машинам и поехали в сторону Октябрьского.
Обратная дорога 509 оказалась посложнее, а может потому что мы были не выспавшиеся, уставшие и без завтрака. Броды, лужи и ручьи стали гораздо полноводнее. Многие гати скрылись. Приходилось ехать аккуратнее.



Но без приключений мы доехали до поселка и свернули в сторону следующей нашей цели – аэродрома Хариусный. Это запасной полевой аэродром 987 Морского Ракетоносного Авиационного Полка (МРАП), который базировался в Североморске-3. До него снова разбитый грейдер.
Очень интересное зрелище, увидеть довольно хорошо сохранившийся многокилометровый асфальт посреди зарастающего леса.


Здесь уже распогодилось, дождь перестал давно, даже выглядывало солнце. Прям на взлетной полосе мы приготовили завтрак. Горячий кофе… Романтика!

Вернувшись назад, свернули в сторону Кировска. Наконец-то, асфальт! Очень уж эти десятки километров разбитых дорог за последние дни надоели!

Выезжаем на дорогу между Апатитами и Кировском и без проблем въезжаем в город! Как потом оказалось, КПП находится между трассой Кола и Апатитами. Вот так мы окольными путями через Ревду и 1000 ручьев попали в закрытый город и в общем-то даже без нарушения. С этой стороны никаких запрещающих знаков не было.







В Кировске заезжаем в магазин пополнить запасы продуктов и через заброшенный вокзал, который в прошлую поездку не посетили, въезжаем в Хибины.








Здесь ничего не изменилось, ручьи и камни. Туристы на машинах тоже есть. Доезжаем до базы КСС. Поскольку 10 дней мы уже живем в палатках, то здесь захотелось остановиться в цивилизации. Но гостиница на территории забита под завязку – и расписано надолго. Идем к МЧС и легко у них снимаем домик. Всего 400 рублей с человека. Обычный домик барачного типа с двухярусными кроватями, а нам больше и не надо. Но самое главное – внутри дома печка. Тут же растапливаем ее, и становится очень тепло и уютно. Развешиваем мокрые вещи, палатки и тенты. Уже через пару часов они полностью высохли.




В гостинице можно за 300 рублей с человека воспользоваться душем с горячей водой, что мы и сделали. Десять дней мыться в холодных озерах надоело.
В домике газовая плита, готовим ужин. Наконец-то, можно посидеть в нормальных условиях!



Здесь же на берегу речки у МЧС есть баня, но на сегодня она полностью расписана, а назавтра в обед свободна. Стоит 1 500 рублей в час. По времени у нас запас, идем по графику. Так что решили остаться и на второй день здесь.




День 10.Проснулись, позавтракали. Баня с 10 до полудня. Отлично отдохнули в ней, вода в речке хорошо бодрит! Силы полностью вернулись к нам.









После обеда пешком прогулялись до Красивого водопада.


















Поднялись чуть выше, к площадке объекта "Днепр-1", где раньше было произведено несколько подземных ядерных взрывов.
Ученые рассчитывали, что после него в шахте горная порода превратиться в щебень. Это достигалось за счёт эффекта действия прямой ударной волны и отражённой от границы раздела сред. Затем превращенную в крошево породу можно было бы сразу грузить в вагонетки и на транспортёры. Это значительно облегчило бы работу горняков и удешевило бы добычу апатита. В эксперименте решено было использовать так называемый чистый ядерный заряд и применить систему направленного вывода и захоронения активных продуктов взрыва в пустой породе.
Все радиоактивные продукты взрыва выводились по специальному воздушному каналу.




Здесь есть полузаваленная штольня, где собственно в глубине и произошел взрыв. Говорят что на выход есть радиационный фон, при этом видно что люди заходят внутрь. Мы не стали проверять, пофоткались и ушли.






Были и еще планы на Хибины. Но силы физические хоть и были, но усталость общая присутствовала. Поэтому остаток вечера мы просто грелись у печки.
И в очередной раз решили, что надо вернуться сюда, и только сюда. А не как мы всегда делаем – за две недели везде галопом проскочить.





День 11.Позавтракав, стартуем. Моя машина опять глохнет. Так я и не поменял же фильтр. Меняю, прокачиваю лягушкой и все, забываю о проблеме. Снятый фильтр ужасен, а ему всего пара тысяч пробега.


Двигаемся в сторону Кировска, делаем фото возле августовского снега.










По пути посещаем еще одно место - где находилась Хибинская научная станция Академии Наук СССР "Тиетта"
19 июля 1930 г. на берегу озера Малый Вудьявр при активном содействии и помощи академика А.Е. Ферсмана открылась Хибинская научная станция АН СССР - первое комплексное научное учреждение в Мурманском округе и 1-е периферийное учреждение АН СССР.
Открытием научной базы Экспедиции отмечалось десятилетие её работ на Кольском полуострове. По 100 тысяч рублей на строительство станции выделили трест "Апатит" и Академия наук.
Место для строительства А.Е. Ферсман выбрал на живописном берегу озера Малый Вудьявр, где и был построен небольшой, но очень уютный деревянный домик с лабораториями, библиотекой, составленною в основном из личной библиотеки Ферсмана.
Сам Ферсман называл ее "Тиетта", что в переводе с саамского означало "нечто необыкновенное, важное, значительное".
Перед коллективом станции стояла задача поиска новых районов залегания руд. Кроме апатита и нефелина отряды геологов открыли залежи руды - молибдена, ванадия, титана, тория и редких земель. Западнее озера Имандра были обнаружены месторождения медно-никелевых руд. Полевыми отрядами "Тиетты" открыты Оленегорское месторождение железных руд, железорудное месторождение Ковдора, мусковитные пегматиты Ёнского района, месторождение перовскита в Африканде.
А.Е. Ферсман в "Тиетте" одним из первых в мире начал исследовать проблему комплексного использования минерального сырья и рационального природопользования.
В 30-х годах при Кольской научной станции "Тиетта" АН СССР в Хибинах был создан Музей геологии и минералогии.
Во время войны "Тиетта" сгорела от неосторожного обращения с огнем, и научный центр переместился сначала в Кировск, а затем в специально построенный для него научный поселок в городе Апатиты.


Выезжаем через Кировск и Апатиты. На выезд карантинный КПП не останавливает никого, а на въезд стоят машины – только по прописке или пропускам.





Наша цель на сегодня – Терский берег.
Терский берег - пожалуй, самая необычная часть Русского Севера. Ведь если все эти Онега, Двина, Мезень расположены к югу от Белого моря, то Терский - к северу, в Мурманской области. Как и всё Беломорье, он начал осваиваться русскими в 13-15 веках, был даже новгородской волостью Тре, но так и остался где-то посредине между старым Поморьем и промысловой Арктикой. К тому же, в отличие от других исторических областей Севера, вытянутых вдоль рек, Терский не уходит вглубь материка - это действительно узкая полоса вдоль побережья. Своей заповедностью Терский напоминает Мезень, но как нигде в России, сохранил морской дух.На всем побережье много истинно старинных мест, музеев и прочего. Но много что закрыто, хотя возможность к посещению есть - но надо заранее созваниваться. Мы этим не занимались, да и времени уже не хватает. Снова решаем отложить посещение культурных мест, типа Тони Тетриной и музеев в Умбе до лучших времен.




Довольно быстро проезжаем Умбу, а после Кашкаранцев опять начинается грейдер. Погода солнечная, сухая – пыль стоит столбом. Грейдер напоминает об усталости.
Доезжаем до Варзуги.







Варзуга - единственное село Терского берега, стоящее не у моря, в двадцати километрах от устья одноимённой реки. Расположенная севернее, она словно нависает над побережьем, и на протяжении веков была флагманом терских селений. Известная с 1466 года, именно Варзуга была столицей "волости Тре", и вплоть до основания Мурманска соперничала с Колой за роль центра Кольского полуострова.
Особую роль Варзуга сохранила и ныне, в чём-то напоминая мезенскую Кимжу. Достаточно сказать, что и мезенцы, и терчане независимо друг от друга прозвали жителей этих двух сёл "фараонами". Но эта особая роль да сила впечатления - всё, что роднит Кимжу и Варзугу. В остальном два села по разные стороны Белого моря бесконечно различны.







Далее движемся в сторону Кузомени.
Кузомень – небольшое село в Терском районе Кольского полуострова. Первые упоминания о поселении относятся к XVII веку. Известно, что в XVIII-XIX вв село активно развивалось за счет рыбного промысла и торговли, чему способствовало удачное расположение – в устье реки Варзуга, впадающей в Белое море, заходит на нерест семга.
Сейчас же село известно своими Кузоменскими песками, которые грозят поглотить поселение, своей труднодоступностью и дикими лошадьми, которые гуляют здесь наравне с собаками.
«Кузоменские пески не отпустят без тоски» – местная поговорка.



Северная пустыня, которую нужно преодолеть, чтобы оказаться в селе Кузомень, образовалась из-за массовой вырубки леса в XIX веке. Никто точно не знает из-за чего это произошло, но есть версия, что лес вырубали и жгли для выпаривания соли на солеварнях, которые здесь работали. А ветер завершил изменение местного ландшафта. Сейчас ведутся работы по восстановлению леса и предпринимаются попытки остановить наступление песков на деревню, но пока мяч на стороне пустыни.






И здесь такие персонажи, и такие виды, пейзажи, что можно неделю фотографировать. А мы буквально ворвались в Кузомень и обратно.




Теперь расстояние до дома будет постоянно уменьшаться.
Еще одна достопримечательность Терского района – Аметистовые берег.
Здесь издавна добывали драгоценные камни. Кроме аметиста в породах мыса встречаются полевой шпат, мусковит, кварц, флюорит, кальцит и барит.






Но на берегу очень много туристов с палатками, куча мусора. Ходим ищем аметисты – но все собрано до нас. С трудом удается найти несколько небольших камушков.







Перед выездом на грейдер проезжаем очень интересный природный объект. Дорога как будто проходит через брод каменной реки.




Вечереет, выезжаем с грейдера на асфальт, немного проезжаем по нему и ищем место для предпоследней ночевки, на берегу Белого моря.

Останавливаемся только возле источника Безымянного инока, пополняем запасы воды. Отсюда ведет тропа в сторону Белого моря, где на берегу стоит маленькая, но красивая часовня преподобного безымянного инока Терского, к сожалению разрушенная в середине прошлого столетия но отстроенная заново в 2003 году. Внутри совсем немного места и небольшая могилка загадочного монаха.





После первой же своротки с асфальта к берегу находим отличную полянку, и ставим палатки.
Ужинаем, отдыхаем, купаемся. Вода соленая, но не холодная.




День 12. В планах было посещение Муромского монастыря. Но вся наша поездка выдалась достаточно сложной, поэтому оставляем монастырь на другой раз.
Новая цель – проехать 1000 км до Вытегры и встать на ночевку после нее.
По пути, начитавших многочисленных отзывов, останавливаемся на обед в кафе "Тэдино". Здесь можно вкусно и недорого поесть дичи – в меню присутствуют блюда из медвежатины, лосятины и т.д.
Обед выдался шикарным! Рекомендую к посещению.





До Вытегры доезжаем без приключений. Нашли хорошее место на берегу Волго-Балтийского канала, неподалеку от шлюзов. Поставили палатки и наблюдали прохождение сухогрузов. Последний ужин удался, весь вечер вспоминали прошедшие дни. Ночь прошла хорошо.










День 13.До дома 1000 км. Дорога хорошая, ничего не предвещает неприятностей.
Обедаем в кафе "Баранка" – тоже хорошая недорогая сеть. Тут у второй "Тойоты" замечаем постукивания в моторе. Внешне никаких признаков. Что делать, едем дальше.

На очередной "зеленой" остановке замечаем капли масла под поддоном. И тут уже под капотом видим, что сальник коленвала потек. Шкив вроде бы на месте, пытались подтянуть – сидит мертво.
Ну и после Переславля-Залесского шкив приказал долго жить вместе с сальником. Не доехали до дома 300 км, отмотав 5200…
Эвакуатор, МКАД, дом…


Тойота - управляй мечтой!
Несмотря на это - отпуск удался! Отличные места, отличная слаженная команда, погода - да куча всего.
Путешествуйте, не сидите дома! Ваша Околесица