День 2 (8ой)
Тулун – Братск – Хребтовая – Усть-Кут – Звездный
Пройдено – 697 км
Время в пути – 13 ч 20 мин
Ранний подъем, завтракаем, прощаемся до Ольхона с экипажами Dro2003, Матроса, Деда-707, едва успевшими выползти из палаток.
Погода утром неплохая – солнечно, машин пока немного на трассе,
но спустя час проезжаем страшную аварию, как можно было допустить такое столкновение на пустынной трассе?! Начинается довольно большой участок с постоянными спусками-подъемами и разметкой явно не позволяющей оценивать возможности обгона (фиг обгонишь даже при разрешающей разметке) – видимо дорогу построили не заморачиваясь – пересекая каждый ручей и распадок притоков Ангары (Братского водохранилища), полотно – судя по всему ж\б плиты покрытые асфальтом. Не доезжая несколько десятков км до Братска начинается разделенная широкой разделительной полосой двухполосная в каждую сторону магистраль, однако покрытие оставляет желать лучшего – волнистый и кочковатый асфальт, но это всего лишь цветочки по сравнению с тем, что мы видели дальше! Братск порадовал широкой и спокойной объездной (или транзитной?) дорогой. На навигаторе как-то эти дороги не слишком хорошо прорисованы. Но нам надо закупить немного провизии, и самое главное – опустошить банкоматы (ибо цивилизация явно заканчивается для нас аж до самого Севевробайкальска). Город (или тот район куда мы заехали) создал впечатление спокойного города. Показалось, что большинство авто - это русский автопром, затем, пожалуй, идут дорогие джипы, затем уже обычные иномарки. Между самим Братском и пос. Энергетик нас встретил одноклубник
Nemoskvich, он проводил до видовки на Братскую ГЭС, а затем до выезда из города в сторону Усть-Кута.
Сама ГЭС также впечатляет – чуть ниже верхнего бьефа на северном склоне проходит ж\д полотно БАМа, ниже на следующей полке – автодорога, когда едешь по ней видишь с одной стороны сначала водоводы, затем каналы для сброса воды, которая в данный момент только сочится через них (а какое светопреставление творится когда спуск воды?!), а с другой стороны – обрыв метров так в сотню в сторону Ангары. Погода немного пасмурная, начиная с подъезда к Братску. После выезда из Братска немного нормального асфальта, потом гравийка, иногда преподносящая сюрпризы в виде заносов на «стиральной доске». Спустя километров 25-30 снова начинается асфальт, но какой! Вроде ровно-ровно и бац! – глубокая дыра в асфальте размером с колесо, благо машин на дороге мало – Николай профессионально закладывает виражи и лаврирует среди этих ям. В Видиме видим гаишников на Ниве, кого-то штрафовали, нас не трогали

Переезжаем Усть-Илимское водохранилище по длинному ж/б мосту. Тут, видимо, у братчан дачи располагаются.
И обедаем в закусочной «Подорожник» в д. Хребтовая.
Возле нее бегают забавные щенки, очень надеемся, что это не будущая начинка чебуреков…
Вскоре асфальт заканчивается, начинается гравийка «средней паршивости». В передней подвеске начинаются глухие стуки, вдобавок сильно завоняло горелой проводкой. Оттормаживаемся и обнюхиваем. Толком не поняли, что воняло, но признали виновными рацию и зарядку смартфона выдрали их из прикуривателя и поехали дальше. Там где дорога подошла близко к р.Куте появляются большие лужи и дорога более глинистая. Перед Усть-Кутом начался асфальт. Тайком втыкаю в прикуриватель зарядку своего смартфона, ибо мне как штурману без навигации остаться неохота. В Усть-Куте есть объездная! Сразу становятся видны типичные Ленские пейзажи – красные скалы.
На кольце на въезде в Усть-Кут авария – кверху брюхом лежит китайский самосвал Foton (надо сказать что почему-то их в тех краях раз в 100 больше чем Камазов), по дороге валяются два задних моста и прочие «кишки» трансмиссии, водила жив и с забинтованной головой помогает гаишникам мерить рулеткой. Судя по всему на спуске у него (груженого) оторвало сначала один задний мост, потом другой и после этого он сделал «уши». Переезжаем Лену по мосту
и не обнаружив рабочую заправку возвращаемся в центр города, у местных спрашиваем где заправка – одни говорят что в районе нефтебазы и машут рукой на восток, другие – что на объездной. Возвращаемся на кольцо где авария, пытаем гаишника – он говорит, что либо на объездной (10 км назад) или в городе – типа в паре километров от кольца, ну что ж поехали в город. Вообщем, то ли у гаишника большая погрешность, то ли мы не свернули куда-то меж сараев сделав петлю по объездной спустились в восточную окраину города и выехали на конец центральной улицы, вот тут и оказалась заправка (нефтебаза еще дальше и там не заправляют авто). Кстати, именно от ст. Лена (Усть-Кут) и начинается БАМ. Заполнив баки под завязку (вроде как больше заправок не будет), едем дальше в сторону Звездного. Дорога – гравийка, но очень хорошая – летим под 100 км/ч. Пасмурно, потихоньку смеркается, с дороги открываются красивые виды на долину р. Таюра и тайгу.
Подъезжаем к Звездному, пора становиться на ночевку. Руководствуясь принципом «самый страшный зверь в тайге – человек» отвергаем место для ночевки под мостом на въезде в Звездный. Едем дальше, Звездный во времена строительства БАМа был крупным поселком, нынче большая часть домов покосилась и заброшена, но есть клуб, почта и котельная.
Проехав еще некоторое время находим еле приметный сворот, который ведет под БАМ, рядом чистый ручеек, а за полотном в ста метрах р. Ния.
На небольшом пятачке незаметном с автодороги располагаем лагерь, скромно ужинаем, пьем перцовку и идем спать. Сильно холодает, выпадает роса, небо становится звездным. Всю ночь шли поезда, причем часто, вот тебе и «никому не нужный» БАМ.
Итак, небольшой итог: АЗС есть в Братске, Усть-Куте; мобильная связь: Братск (МТС, Мегафон, Билайн), Видим и Хребтовая (Билайн и Мегафон), Янталь (Мегафон), Усть-Кут (Мегафон, МТС, Билайн), Звездный (Мегафон)