Чо-то давно я оччоты не писала :
Ну вот собственно, ехала я из деревни сваей в город и решила дать круга, чтобы посмотреть несколько когда-то очень славных сел Шатковского района, богатых и многолюдных. Именно тех, до которых осенью и зимой мы как-то не доехали. : Тем более, что в воскресение погода располагала, красотища за окном тоже :
Машина кстати в жару начала глохнуть… И просто так глохнет и не заводится после стоянки короткой. Так что путешествие было на грани фола. В тех краях машины вообще не ездят :
Первая красотища – село Хирино. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Построен в период с 1758 по 1777 годы, то есть по нижегородским меркам – один из старейших в регионе. Елизаветинское барокко. Это такая роскошь для этого захолустья, архитекторы сходятся во мнении, что уровень архитектуры вполне себе столичный. Вообще храм уже несколько веков смотрится в сельский пруд, который летом в засуху мелеет и цветет. Оживляют пейзаж только гуси :
И вреднющая цапля, которая не хотела фоткацца :
Двухэтажный грандиозный храм, крестообразный в плане, был завершен высоким куполом с выразительной фигурной главой (обвалился в 2004 г.). Вероятно, на уровне второго этажа храм окружала галерея на аркадах с лестницами, которая сейчас утрачена. Отдельно стоящая колокольня – ровесница церкви. Она также покоится на двухъярусном основании, пластически обработанном рустованными пилястрами и колоннами с фронтонными завершениями. Это тяжелая нижняя часть легко несет верхний ярус звона со своей небольшой главой.
Вообще удивительно. Вот я сижу видимо на месте лестницы-галереи на второй этаж. Не очень высоко, но виды красивые оттуда
Следующий пункт – село Измайлово, от которого осталось домов пять наверное. Храм Казанской иконы Богородицы был построен в 1831 году. Стоит на окраине села, над речкой Озеркой, которая пересыхает в такое лето, как сейчас. Видно храм издалека. Шансов у него нет.
Световой барабан теперь дает очень много света – купола давно уже нет :?
Остатки росписи на стенах
Алтарная часть. Кстати, не видела ни одного брошенного храма с неперерытой алтарной частью. Неужели ищут сокровища?
Вот богатое и многолюдное село Измайлово
Зато храм утопает в разнотравье и ягодах
Храм очень светлый. И место красивое
Вот так он смотрится над желтыми цветущими полями из-за Озерки
После этого было решено поехать в село, которое уже пишется в километровках как урочище. Это Алферьево. Храм в нем не отмечен, только небольшая дамба над прудиком, лесок и типо сараи. Но подъезжая к урочищу видишь над старыми липами нечто поражающее и способное наверное даже напугать, если не знать, что храм тут есть. Это шпиль, высоченный, с крестом, видный издалека. Это храм святой мученицы Екатерины. И дата его постройки неизвестна. НО по каким-то архитектурным признакам, которые лучше видны до появления такой густой зелени, мне думается, что это начало 19 века.
Храм утопает в зелени бузины и цветущих липах
Вообще здание толи уходит в землю, то ли строилось не совсем изящным. Вид у него тяжеловатый. Сами объемы небольшие, грубоватые. Окна как бойницы
Храм порядочно зарос. Даже чтобы пролезть к нему пришлось вышагивать среди крапивы в человеческий рост. Я шла и мирилась с тем, что ноги в коротких штанах незащищены, пока не упала в яму около храма. Ну, наверное это могила или чо… У меня уже есть опыт провала в склепы. Вопщем, обожглась я вся… :
Признаков села не видела. Ходить одной по зарослям фруктовых и одичавших деревьев в траве мне не захотелось.
Далее по маршруту – Луканово. Пока еще жилое село, но крайне немноголюдное. Живых я насчитала четыре дома. Спасский храм, построенный в 1798 году, стоит на окраине.
Храм напоминает хиринский храм своей двухэтажностью. Верхний храм был холодным и в него вела своя галерея. На стене была замечена мной чуть сохранившаяся фреска с изображенным Серафимом Саровским в том каноническом виде, как его принято изображать на иконах после его официального признания святым. То есть писана фреска была гораздо позднее – скорее в начале 20 века. Удивили печи в стенах в теплом храме. Выломанные, конечно
В алтарной части стоит крест, упавший с купола, видимо. И пара старых брошенных икон. То ли кто их подкинул в разрушенный храм, то ли они тут и были. Та, что слева, видимо изображает Николая-угодника
Жутко мне стало, когда я склонилась к иконам рассматривать их. Где-то рядом взлетела птица. Ну, это неудивительно и не страшно само по себе. В старых брошенных храмах часто гнездятся птицы. И даже сандалии мягко ступают как по перине, по многолетнему слою птичьего помета, перьев и трухи из гнезд. Но тут меня не покидало ощущение, что на меня смотрят. Я оглянулась. Никого. Опять склонилась к иконам, но решила сразу же отойти. Ну чот неуютно. Ну кто-то словно следит. Стою, смотрю в окно. И замечаю на решетке оконной вот такого красафчиГа :
Это мелкий сокол. Какой именно – я не знаю, у них мульон названий. Сидит и смотрит. Я подошла к нему. Он сидит. Ну, думаю, раненый или больной, раз не улетает. Протянула руку – птица зашипела, отодвинулась, но дала погладить себя :
Сокол преследовал меня по всему храму. Он скакал по полу, перелетал по оконным проемам. А когда я вышла из храма – улетел :
Прогулка заняла часа три. Села расположены компактно. Грунтовки сухие и пыльные, асфальт местами разбитый. Словом, вполне сносно и абсолютно доступно. Просто одной как-то было не очень уютно по мертвым храма и брошенным урочищам. И птички эти странные. И в яму я упала. И рука левая у меня обгорела на солнце. Словом, по направлению к Шаткам я уже летела как на крыльях. :
Кстати, это не последние шатания-то. Шатковский район еще не исчерпан :