:
Еще долгими зимними вечерами в тоске по когда-то прошедшему Межпьянью родилась идея скататься еще в одну краеведку – с длинным пробегом, с экскурсиями, посмотреть что-то уникальное, то, чего кроме как в наших ипинях более нигде нет.
И вот был выбран маршрут по нижегородским художественным промыслам. Казаково (Вачский район) – филигрань, скань. Вознесенское – матрешка, полховская роспись по ней.
Везде были предусмотрены экскурсии, по матрешкам – мастер-класс и возможность посмотреть как их вытачивают. Если бы ехали в рабочий день – увидели бы как паяют филигрань (просто там сложнее производство и в выхи оно останавливаецца). Ночлег – у Юляса на даче в Вещерке на реке Мокше, за которой уже начинаецца Мордовия, в лесу, под шашлык и баню. И второй день – Кутузовский скит, хотя участники могли изменить планы, задумав посмотреть что-то иное.
Пробег в итоге – около тыщи км наверное за два дня.
Для всех участников бисплатна наклейка, специально написанная и изданная : брошюрка о пунктах маршрута и краеведческой инфой по местам, ништячок hand made в виде исторического символа тех земель – медведа, с символами, которые обозначают одно и тожа у мордвы и марийцев, как были у мери, чуди и прочих небольших народов… На богацтво и удачу! :
Вапще, на 21 мая был обещан конец света, о чем у мну постоянно трындело радио в авто. Радиослушателей опрашивали на тему, как бы оне провели паследний день перед концом света. Вот тут на фотке те, кто решил провести его в краеведке :
До первого пункта ехали по бывшему Муромскому уезду. Здесь столько вековых тайн, что разгадать все невозможно. Здесь леса давали имена землям: Березополье и Стародубье. Здесь жили неведомые нам народы мурома, чудь и меря, которые пропали в XVII веке окончательно, растворились в наших генах и не оставили нам ничего, кроме любви селиться у воды, голубых глаз и странных, уже непереводимых названий рек и сел.
Даже на километровке там – Перемиловы горы, названные так в далеком языческом прошлом в честь славянского бога любви, дружбы и согласия…
Казаково. Село ссыльных новгородцев, а потом казачий форпост для охраны муромской дороги среди разбойничьих лесов. Местное население называет себя вачкасами – в переводе с финно-угорского наречия «охотники на уток». Правда, когда утки кончились, пришлось пахать землю, которая не баловала урожаями и потому пришлось освоить кустарное производство. Выбор пал на металлообработку. Тем и жило село. Даже храм построили каменный в первой половине 19 века. Говорят, что по проекту Монферрана, что просто шикарно для такой глухомани. Но видно, что храм – родня нашему Староярмарочному. У него был до революции один из самых тяжелых и голосистых колоколов – звон доходил до Оки (20 км) и плыл над ней до Мурома.
Припарковались напротив проходной «Казаковской филиграни» -- у Никольского храма. Говорят, что батюшка как раз готовился освящать машину, и просто был ошарашен нашествием :
Кстати, так же как на каждом выезде делаюцца наклейки, также ремонтируецца машина Доктора :
А потом была экскурсия на фабрику. Производство по причине выходного дня мы не увидели. Но зато музей с изумительными авторскими работами мы увидели. Экскурсовод ужасно разволновалась, но все в итоге было карашо.
Саровские уже не знали в каких позах фотофиксировать шедевры :
А посмотреть есть на что. Процесс производства – творческий по замыслу (узоры придумываются художницами) и трудоемкий по изготовлению (все это паяется месяцами). Работники фабрики, делающие VIP-подарки для Газпрома, Лукойла и прочих монстров отечественной экономики штуки стоимостью по 50 – 100 тыщ рублей, живут на зарплату в 2-3 тыщи рублей. То есть не зарабатывают себе даже на подстаканник, который сами же делают.
А посмотреть есть на что! Вот она, красотища, словно подсмотренная в зимних казаковских окнах, расписанных морозом…
Ну естессно, што увидев расценки фабричные, которые в пару-тройку раз ниже, чем у нас в городе в Художественных промыслах, народ навалилса покупать :
Мы каниш не Газпром, но закидали деньгами все полки, сметая подстаканники, ложечки и авторскую ювелирку :
До конца света оставалось 7 часов (по радио настаивали, что он состоится в 6 часов вечера). : Мы поехали к матрешке-таратушке.
Путь был долгим, по красоте. Сады стоят как облитые молоком – все в цвету. Моря одуванчиковых полей отражали солнышко и были даже ярче его. Очень красивые места.
В Навашино из строя выбыла Лена ака Басара. Закипела у нее машина. Лене пришлось вернуться во Владимир.
В Выксе мы забили радиоканал местных таксистов, чем вызвали их негодование :
Потом мы проехали деревню Солнце. В свете приближающегося конца света знак конца этого населенного пункта, на котором Солнце перечоркнуто, смотрелса зловеще. :
А под Вознесенском встретили рязанский экипаж Сурикова.
В давние времена стояло на месте Вознесенска село Ошпире, основателем которого был мордвин Кудин. Ничем не примечательное поселение – жители занимались охотой и бортничеством, изредка земледелием, так как урожаи были скудными. На эти земли в 1667 году после подавления восстания под руководством Разина на речку Полховку прибыли ссыльные, высланные, по легенде, с Дона за участие в крестьянской войне. Они и стали основателями нынешнего Вознесенска, а так же Полховского Майдана.
Полох – большой пожар, майдан – расчищенная от леса поляна. Сколько пожаров видела эта земля! Добыча поташа стала основным промыслом и окончательно уничтожила местные дубравы. Зато оставались липы, которые отлично шли на изготовление всякой всячины, чем и занялось местное население. А когда в конце XIX века в России появились первые матрешки, расторопные полх-майдановские мастера быстро освоили производство этой разборной барышни. И сегодня полх-майдановская тарарушка, будь то матрешка, грибок – копилка, или деревянная посуда, пользуется огромной популярностью. Каждый вторник из Вознесенского в Москву выезжает целый «Камаз» изделий на продажу :
Кустари по прежнему точат изделия по домам. Электричество пришло в село в 1961 году, в год когда в космос полетел Юрий Гагарин : Но вознесенцы еще долго использовали для станка привод из овечьих кишок и огромного колеса.
Нам показали, как точат современные кустари. У мастера работня (мастерская) стоит во дворе. Маленькая как баня – все даже не поместились и наблюдали в окно. Вот так рождается матрешка-тарарушка.
На прощание мастер «угостил» нас заготовками, чтобы мы могли поупражняться в росписи дома :
До конца света оставалось еще три часа. Мы пашли в музей матрешки, послушать экскурсию… :
Матрешки тама – от 3 миллиметров до 2,1 метров. Пятидесятиместные даж…
Васю впечатлила матрешка в виде пьяного монаха, где ево состояние ухудшаецца с каждой фигуркой :
А матрешки оказываецца расписывают не тока красками, но и просто выжигают, украшая сусальным золотом
А за полтора часа до конца света нас стали обучать росписи матрешек, показав мастер-класс и снабдив всем, чо нада… :
Вот тогда поперло прям творчество из народа : Экскурсовод пока рассказывала про то, што артель по росписи уже не существует, пишут тожа тока кустари, хотелось пройти по столам, собрать паспорта и оставить всех поработать на пару лет : Даже до вторничного «Камаза» (если бы не конец света) было еще время :
У Юляса-Доктора была свая матрешка-пациент. : Она покрывала ее слоями йода и зиленки, украсив потом красными точками сыпи : И баночка такая подозрительная у Доктора под рукой… с чем-то желтоватым :
Мущины тож рисовали :
У Леши ака СКИФ была самая готичная матрешка – чорная :
Пока одни предавались мукам творчества, другие жгли около экспонатов краеведческого музея :
Музей кстати клевый. Там есть все – от обязательной кости мамонта :
До всякой мелочевки вроде чьи-то зубов и ракушек с речки :
Ну и полный набор утвари
Мы опять разгромили лавку сувениров. : Так как до конца света оставалось около часа, мы поехали к Юлясу на дачу на берега мордовской речки Мокши, за которой уже начинаецца Мордовия. Попетляли по лесу, добрались. Для Юлясиных родителей, покинувших дачу как раз по нашему приезду, конец света началса раньше – оне увидели всю нашу ораву :
Кароч, в шесть часов вечера конец света так и не настал, что было отмечено шашлыкингом и водкингом. :
Потом вроде предполагалась баня и ночлег, но я этого не увидела. Мы в три машины не ночующих начали сваю дорогу домой, в Нижний Новгород.
По вечернему небу ходили грозовые тучи, которые только усиливали красоту тамошних пейзажей – изумрудные поля молодой травы, жолтые поляны одуванчиков, белые церковки в каждом селе, малиновый закат и над всем этим свинцовые тучи с сияющими молниями. Красотень!
Я не знаю, как ребята с Юлясом Доктором провели второй день – думаю, что оне дополнят мой аччот своими впечатлениями и фотками :
Я хочу сказать СПАСИБО всем, кто приехал!
Отдельные агромные респекты:
Юлясу – она мой сопродюсер :
Васе ака Маклаоду – за дизайн наклейки и брошюрки, а также их печать :!:
Ему же и Андрейке – за предоставленные для аччота фотки, так как мои – ацтой ацтойный 