В продолжении наболевшей темы:
здесь детальный перечень действий в случае пападоса на берегу, нашел юристов на другом сайте.
О водоохранной зоне, административной ответственности
и немного о коррупции.
Куда спланировать поездку на новые неизведанные места в предстоящие выходные дни или отпуск? Чтобы решить этот вопрос, мы, предварительно «подогретые» информацией из журнала, форума либо беседой с кем-то из коллег по увлечению, берем в руки карту интересующей нас местности, находим нужный водоем, смотрим возможные подъезды к нему. Наконец, определив предполагаемую «точку высадки», собираем все необходимое, садимся в авто и вперед… Гражданин я законопослушный – правила любительского рыболовства не нарушаю, вроде бы и проблемы с Законом возникнуть не должны. Однако правовые вопросы, с которыми может столкнуться подводный охотник или рыболов – любитель, не ограничиваются только этими правилами. Об одной из таких проблем и хочу рассказать в статье.
Выбрался я этим летом понырять с ружьем на одном из озер в Московской области. На берегу мне встретился «подвох», возвращавшийся после ночной охоты, посетовавший на то, что рыбалка не удалась, да к тому же автомашину ему пришлось оставить в ближайшей от озера деревне, а теперь нужно «тащиться» туда со всем снаряжением. Он пояснил, что накануне хотел было оставить авто, как обычно, на берегу, но его отговорили отдыхавшие на озере туристы. С их слов, он узнал, что на озеро приезжал «участковый», который составлял протоколы об административных правонарушениях в отношении тех, кто поставил автомашины на берегу, якобы за нарушение законодательства о водоохранных зонах, говорил, что это нарушение карается штрафом в размере пятнадцати тысяч рублей. Тем же туристам, со слов «подвоха», удалось «договориться» за три тысячи, но теперь они еще и опасаются повторения подобного инцидента, а некоторые из них вообще отсюда уехали.
Проанализируем указанную историю с точки зрения Закона.
О водоохранной зоне.
Правовые отношения, связанные с использованием земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, урегулированы Земельным, Лесным и Водным кодексами, нормативными актами субъектов РФ. Основным нормативным источником на сегодняшний день является вступивший в силу с 1 января 2007 года Водный кодекс РФ (ВК РФ). Согласно статье 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохраной зоны устанавливается от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохраной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. Одновременно ст. 65 ВК РФ установлены следующие величины водоохранных зон (указываю только то, что нас может коснуться):
1. Ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров – в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров – в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более – в размере двухсот метров.
2. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохраной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
3. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.
4. Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
5. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
6. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.
7. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
8. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
9. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов) устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
10. Закрепление на местности водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос осуществляется специальными информационными знаками.
В границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Под дорогой, имеющей твердое покрытие, согласно ст. 1.2 Правил дорожного движения РФ, понимается дорога, имеющая в качестве покрытия асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобные материалы, то есть не обычная грунтовая дорога, как бы она хороша не была, даже если это единственная дорога между двумя населенными пунктами.
Применительно к Московской области границы водоохранных зон дополнительно установлены решением исполнительного комитета Московского областного совета народных депутатов от 11 января 1990 г. № 15/1 «Об утверждении положения о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в Московской области».
Об административной ответственности
Административная ответственность устанавливается законодательством об административных правонарушениях, которое состоит из кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП РФ).
Применительно к Московской области административная ответственность за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов установлена частью 2 ст. 8.12 КоАП РФ. Данное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, то есть от одной до полутора тысяч рублей.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст. 8.12 КоАП РФ, вправе составлять государственные инспекторы по контролю и надзору в сфере использования и охраны водных объектов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) и ее органов (ст.ст. 23.23, 28.3 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении, составленный иными должностными лицами, не будет иметь юридической силы. Должностные лица органов Росприроднадзора и рассматривают данные дела об административных правонарушениях (ст. 23.23 КоАП РФ). Рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ также может мировой судья (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ), если орган Росприроднадзора передает дело ему. Штраф на месте за данное административное правонарушение не предусмотрен (ст. 28.6 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется должностным лицом немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения. В случае проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в срок, не превышающий, с учетом возможного продления, двух месяцев. К протоколу могут прилагаться необходимые объяснения, схемы, материалы видео- и фотосъемки.
Согласно ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, оно может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Ходатайство в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ заявляется в письменной форме.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ч.2 ст. 8.12 КоАП РФ составляет не более двух месяцев, куда входят и действия, связанные с передачей материала надлежащему должностному лицу, обжалованием постановления о привлечении к ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ).
Следует добавить, что кроме составления протокола, должностные лица вправе потребовать от нарушителя прекращения совершения им административного правонарушения. Отказ от выполнения данного требования может быть расценен как неповиновение законному распоряжению (ст. ст. 19.3, 19.4 КоАП РФ – штраф от 5 до 10 МРОТ).
А если Вы приехали на несколько дней, не исключено, что подобная ситуация может повторяться и в последующие дни.
И немного о коррупции…, а также о том, как с этим бороться
Таким образом, история с участковым уполномоченным милиции, составляющим протокол об административном правонарушении, да к тому же угрожающим штрафом в размере пятнадцати тысяч рублей, представляется чем-то из области фантастики. Хотя, вероятно, она имела под собой реальную почву, связанную с визитом участкового уполномоченного и его заявлениями относительно нарушения законодательства о водоохранной зоне.
Ведь в соответствии со ст. 10 Закона о милиции на сотрудников милиции возложены общие, без установления ограничений, обязанности по предотвращению и пресечению административных правонарушений. Согласно ст. 11 названного Закона они вправе требовать прекращения административного правонарушения, удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия; проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении них дела об административном правонарушении. Безусловно, непосредственно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (в том числе составлять протоколы) сотрудники милиции могут лишь по делам, по которым это право предоставлено им КоАП РФ.
Не исключено также, что некий недобросовестный страж правопорядка вовсе и не имел намерения обеспечивать исполнение водоохранного законодательства, а просто преследовал личные корыстные цели. Объявив в качестве последствия нарушения штраф в размере пятнадцати тысяч рублей, он вполне мог рассчитывать на предложение «договориться за три».
Кроме того, нельзя исключить, что за милицейскими погонами может скрываться ловкий мошенник.
Но это все догадки. О реальных же событиях в данном случае могут поведать лишь только их участники.
Я же, со своей стороны, хочу предложить несколько простых рекомендаций на случай, подобный тому, о котором говорилось выше. Безусловно, следует знать и соблюдать правила, касающиеся водоохранных зон тех водоемов, которые Вы посещаете, а в случае необоснованных претензий по поводу их нарушения - уметь отстаивать свои права. Но не исключается также ситуация, что местность возле водоема такова, что автомобиль просто негде поставить вне водоохранной зоны. И если к Вам подошел сотрудник какого-либо ведомства и пояснил, что Вы припарковали автомобиль в водоохранной зоне, совершив тем самым административное правонарушение:
1. Убедитесь, что перед Вами действительно сотрудник того ведомства, за кого он себя выдает, попросив предъявить служебное удостоверение. По возможности запишите его полные данные и номер удостоверения, номер нагрудного знака (если он есть).
2. Помните, что протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ вправе составлять только должностное лицо, указанное мною выше. Протокол о данном правонарушении, составленный другими должностными лицами, не будет иметь юридической силы.
3. Обязательно требуйте передачи Вам копий всех составленных протоколов (если их несколько), такое право Вам предоставлено КоАП РФ.
4. Подпишите Вы данный протокол или нет, особой процессуальной роли не играет – об этом будет в протоколе сделана соответствующая отметка. Но если Вы укажете в соответствующей строке протокола свои замечания, это может послужить весомым аргументом в Вашу защиту. Например, не указано число, должность и данные лица, составившего протокол, не указан вид административного правонарушения и соответствующая статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность, не вручена Вам по требованию копия протокола, не подписан протокол составившим его должностным лицом. Должностное лицо само нарушило требования, установленные ст. 65 ВК РФ, если подъехало к Вам на обычном, а не специальном автомобиле (обязательно указать марку и регистрационный знак). Если не производилось составление схемы к данному протоколу о расположении Вашего автомобиля, в замечаниях Вы можете указать свои значения о расстоянии от него до уреза воды. Кроме того, в месте, где Вы находитесь, может не быть ни одного информационного знака о том, что здесь водоохранная зона или прибрежная защитная полоса (ст. 65 ВК РФ). Не хватает места в протоколе для всех Ваших замечаний - требуйте предоставления Вам права изложить их на отдельном листе с обязательным приложением его к протоколу. Обязанность доказывания совершения Вами административного правонарушения лежит на должностных лицах, а все неустранимые сомнения в Вашей виновности будут толковаться в Вашу пользу (ст. 1.5 КоАП РФ).
5. Заявите письменное ходатайство о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение соответствующему должностному лицу по месту Вашего жительства. Оно излагается на отдельном листе бумаги в произвольной форме и прилагается к протоколу или материалу об административном правонарушении. Попросите должностное лицо поставить отметку и расписаться в получении ходатайства на оставляемой Вам копии протокола. В случае отказа укажите это как замечание к протоколу.
6. Помните, что проводимые должностными лицами в качестве мер административного обеспечения досмотры, изъятия и задержания к данному административному правонарушению не относятся, и, если все же это происходит, Вам также предоставлено право излагать свои возражения в соответствующих протоколах. Главное – не противодействовать открыто, может быть от Вас только этого и ждут. Если Вы не уверены, что к Вам подошел мошенник, других способов защиты у Вас нет.
Конечно, если случилась такая ситуация с кем-либо из нас, хочется ее решить как можно быстрее и с минимальными потерями. Кто-то предпочитает «договориться» с должностным лицом на месте. Но здесь не следует забывать, что в таком случае Вы становитесь субъектом преступления, предусмотренного ст. 291 Уголовного Кодекса РФ – дача взятки, и рискуете понести уже уголовное наказание в виде штрафа до двухсот тысяч рублей либо лишения свободы на срок до трех лет.
А как быть, если «на берегу водоема столкнутся два нарушителя закона». Вы - все-таки поставивший автомобиль в водоохранной зоне, и сотрудник милиции, явно желающий пополнить свое благосостояние. На мой взгляд, сохранение спокойствия в данной ситуации с одновременными жалобами на плохую жизнь, невыплаченные долги и отсутствие денежных знаков, если при этом также не забывать свои права – может сыграть более действенную роль в Вашей защите, нежели «качание прав» и т.п. И даже если неправомочным лицом все же будет составлен протокол об административном правонарушении, скорее всего, это будет сделано только для вида - ведь кругом люди смотрят, и в дальнейшем не обернется для Вас какими-либо неприятными последствиями. Грамотных же нарушителей, с которых нечего взять, да еще и повозиться придется, одинаково не любят все категории должностных лиц.
Ну а для Вас главное - отдохнуть и ни чем себе столь желанный отдых не испортить. Удачи!
_________________ Мы русские! С нами Пох!
|