 |
Старожил |
 |
290
- 2322
-
61
-
9
- 29 апр 2017, 22:52
- Москва
Блог: Просмотр записи (0)
|
Откопал настоящий раритет,жалко,что раньше не видел. Это эстонский фильм-катастрофа "Полуденный паром"(1967)  Рецензия на фильм, опубликованная в 20-м номере журнала "Советский экран" за 1967 год " Зритель "Полуденного парома" ("Таллинфильм") с самого начала догадывается о беде, грозящей людям на экране. А они еще долго занимаются своими делами, не подозревая о том, что движутся навстречу опасности. Этот контраст неотвратимо назревающего несчастья и безмятежности человеческого неведения сразу создает столь драгоценную в искусстве атмосферу драматизма. Когда в первых кадрах молодые любовники - нагловатый парень и во всем покорная ему девушка - на исходе Ивановой ночи тайком залезают в остановившийся на шоссе грузовик, нимало не задумываясь о том, куда он их повезет, и беспечно закуривают, расположившись на тюках хлопка, в нас вселяется чувство тревоги: быть пожару. И действительно, пожар происходит, но только далеко не сразу. Пока мы мучаемся ожиданием неизбежного, камера неторопливо знакомит нас с весьма многочисленным кругом действующих лиц, с их стремлениями, заботами, взглядами на жизнь. Беда обнаруживается слишком поздно. Злополучный грузовик уже стоит на борту морского парома; он затиснут в самую середину палубы, до отказа забитой автомобилями и автобусами, переправляющимися с материка на один из островов. Но вот наконец фабульная завязка, долго тлевшая в самых глубинах несколько затянувшейся экспозиции, пробивается наружу давно обещанным сюжетным пламенем. Паром в море, грузовик пылает, рядом - бензовоз, и каждую минуту может произойти взрыв. Однако дружными усилиями членов команды и пассажиров катастрофу удается предотвратить, правда, ценою немалых материальных жертв. Прежде чем сбросить в море горящий грузовик, пришлось столкнуть за борт частную "Волгу", "Москвич", "газик" и бензовоз. Вот как было дело. И все же надо думать, что режиссер Калье Кийск поставил "Полуденный паром" не ради этого происшествия, сколь ни кинематографично оно само по себе и сколь ни эффектно снято оператором Юрием Гаршнеком. Еще менее вероятно, чтобы такой крупный художник, как Юхан Смуул, написал сценарий "Полуденного парома" лишь для того, чтобы показать, к чему приводит неосторожное обращение с огнем. В том-то и дело, что пламенем этого пожара Юхан Смуул осветил давно волнующую его проблему различных уровней нравственной ответственности, еще соседствующих в нашем обществе, начиная от самоотверженного служения общественному долгу и кончая различными видами общественного эгоизма. Цель писателя не столько показать события в их естественном течении, сколько поставить некий социально-психологический эксперимент, требующий особой, исключительной ситуации и пестрого разнообразия действующих лиц. Когда возникла необходимость сбросить за борт машины, капитан парома понимал, с какими последствиями для него связана такая мера, но он взял на себя груз этой ответственности и после минутного колебания отдал приказ. И мы знаем, что, если бы у него не хватило решимости, то же самое сделал за него боцман. Матросы, летчики, рыбаки, экскурсанты, даже студентки-филологички, даже доцент, владелец обреченной "Волги", - все они по мере сил участвовали в борьбе со стихией. Это было для них естественным побуждением, внутренней необходимостью, хотя некоторые и боялись. Но себялюбие вовсе не обязательно связано с трусостью, говорит нам Юхан Смуул. Новоиспеченная жена доцента, парикмахерша из привокзального салона, тоже не бросилась к шлюпкам, тоже осталась на палубе. Но во имя чего? Пытаясь любой ценой отстоять свою машину, она учинила неприличный скандал, даже драку. Инстинкт собственности взял в ней верх не только над разумом, но и над страхом. Нет, социальный эгоизм вовсе не простое явление. Порой он принимает самые причудливые формы. Если парикмахерша до поры до времени лицемерно маскирует свою меркантильную сущность, то молодой человек, приехавший на прокатном "Москвиче", открыто заявляет себя безучастным потребителем радостей жизни. Папенькин сынок, он даже бравирует своей иждивенческой философией. Почему же этот циник, презирающий все, что может приобщить человека к коллективу, почему же он в минуту замешательства вдруг пошел на смертельный риск и едва не погиб? А просто так, ради самоутверждения, побуждаемый тщеславием... С точки зрения социальной психологии этот случай куда сложнее. И если бы режиссер и актер помогли нам вникнуть в природу такого характера - "порождение инфляции гуманизма", как определяет его Юхан Смуул, - они бы совершили подлинно художественное открытие. К сожалению, и эта и некоторые другие актерские работы грешат схематизмом и явно не реализуют возможностей, заложенных в сценарии. Вполне вероятно также, что та прямолинейность, с какой многие персонажи произносят опорные реплики (в русском варианте фильма), связана с утратой интонационной гибкости при дублировании. Порой создается впечатление, будто действующие лица излишне многозначительны лишь потому, что боятся затеряться в окружающем многолюдий. Однако вернемся к прерванному разговору. Быть может, самую опасную разновидность душевной безответственности, ибо она трудно различима, являет собой парень, который курил на тюках хлопка. Бесшабашный и удачливый, незлобивый и хитрый, он менее всего думает о том, как оценят окружающие его поведение. Он вообще не размышляет об этом, но зато мгновенно применяется к любой обстановке. Многого ему не нужно, но уж если что подвернется, не упустит. Это эгоизм наплевательский, резвящийся, беспечный. Вкрадчивый и нахрапистый одновременно. Приглядитесь к нему, как бы говорят нам авторы. Обратите внимание на его повадки. Подчас они вызывают у нас улыбку, тогда как заслуживают гневного осуждения. И есть нечто символическое в финальном кадре, когда этот парень и его девушка - неопознанные виновники пожара, - уже прибыв на остров и сойдя на берег, уезжают с пристани, вскочив на попутную пожарную машину. Ирония судьбы? Если хотите, да. Но скорее напоминание о живучести и легкой приспособляемости этого человеческого типа. А возможно, и предложение подумать о сложностях жизни... Так что "Полуденный паром" - фильм не о пожаре, а о двух противоборствующих нравственных позициях." Б. Р у н и н https://my.mail.ru/mail/bakalkin_aleksandr/video/6/4352.html
_________________ Хочешь иметь машину-денег имей на две
|
|