- фильм о личном жизненном выборе и о том, что жизнь - это движение вперед. Отсутствие движения - смерть.
Наше общество во многом архаично, и это - смертельная болезнь для общества. Воспитанным в таком обществе часто кажется, что выбора нет, и поэтому люди живут так, как "принято", как "устоялось". Живут годами не так, как хотели, как мечтали и как могли бы. Живут, потому что "нет выбора". Или потому, что "должны". Или потому, что "надо". Несчастливыми, неуслышанными, непонятыми и вроде даже ненужными.
Вот в такой семье в махровом домострое именно и живут обитатели ДОМ-а.
Почему живут? Почему не уедут? Выбор есть. Просто они не умеют его делать. У них выбор самый простой, самый легкий - бросить весла. И раз уж ты ту не старший и не обязан грести, то отвечает за тебя другой, и все бы ничего, но..... последствия его неверных решений - твои. Когда ты мужик и самый старый из дееспособных - у тебя тоже есть простой выбор: путь главы, путь вождя. Этот выбор ничем не отличается - это тоже просто покорное следование традиции, и он будет хорош до тех пор, пока (если) ты в состоянии контролировать все факторы, и слышать мнение тех, за кого ты отвечаешь и кем фактически руководишь.
Понял ли это Шаманов-старший, я по фильму не разглядел. То ли он в начале фильма сожалеет, что дети в своем выборе не вырвались из коридора возможностей степного домостроя, то ли просто чувствует, что его методы управления своим родом-племенем хороши только во времена казачества, и являются по сути архаичной вынужденной адаптацией устава кочевой махновщины к оседлому образу жизни.
Шаманов-второй по старшинству только подтверждает порочность такой системы взглядов: принял он вину на себя именно по праву старшего, но решения он может принимать только в семье, в пределах своего старшинства. Жизнь после суда - покорное следование судьбе. Он даже своих наймитов толком не может "построить". Не обучен самостоятельно искать себе место в сложном внешнем мире, в обществе, вне семьи.
В семье все понятно - каким родился, таким и будешь по старшинству и по значению. Вне семьи надо определять место себе самому. Определил самое простое - раз я сидел за "убийство", значит, я теперь - убийца.
Вот этот вот ДОМ (в понятии "род", "племя", "гнездо") в конце концов своими средневековыми правилами ведет к гибели не только тех, кто в нем живет, но и прихватывает всех, кому не посчастливилось быть рядом в качестве родни или даже гостей. Единственный с токи зрения режиссера правильный выбор для жильца такого дома - бежать.
Именно такой правильный выбор сделал только один член семьи, за что и получил поощрительный приз.
В принципе аллегорию последней сцены можно так и понять: все архаичное должно погибнуть, в этом круге никого ничего уже не спасет. Право на жизнь и на будущее за тем, кто делает сознательный выбор, и этот выбор ведет в сторону неизведанного (читай, нового).